ХАОС


ХАОС
    ХАОС, в др.-греч. мифологии, поэзии и философии - докосмическое состояние, зияющая пра-бездна (от др.-греч. χάσκω, χαίνω - зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу. Впервые слово «хаос» встречается у Гесиода: «Прежде всего возник Хаос» («Теогония» 116). Согласно Гесиодовой космогонии, облеченной в образы мифологической генеалогии, Хаос, будучи чистым отрицанием, порождает столь же негативные силы: черный Мрак и Ночь. Он возникает первым, но не является ни творческим первоначалом, порождающим космос, ни материалом для Вселенной, а образует лишь пространство для развертывания позитивных сил — Геи-Земли и Эроса-Любви, которые зарождаются не из него, а наряду с ним и после него. Аристотель отождествляет хаос с местом, или пространством, отмечая, что Гесиод был прав, делая хаос первым, ибо все вещи должны находиться где-нибудь; пространство, «то, без чего не существует ничего другого, а оно без другого существует, необходимо должно быть первым» («Физика» 209Ь31).
    У позднейших греческих философов слово «хаос» может означать бесконечное пространство (в частности, у Плотина и Секста Эмпирика). У поэтов хаос иногда обозначает просто тьму; иногда употребляется в конкретном значении - широко разинутой глотки (голодного крокодила или волка). Аристофан («Облака» 627 и др.) называет хаосом воздушное пространство между небом и землей; Хаос часто отождествляется с Тартаром (Платон, «Аксиох» 37le) — подземной бездной, безвозвратно поглощающей все некогда живое и символизирующей смерть. Другое подземное царство смерти — Аид - мыслится как расположенное ближе к земле; там умершие еще продолжают как-то существовать, хотя бы в виде теней; Тартар - «бездна полного небытия, из которой нет возврата». У Марка Аврелия хаос - это бездна времени, «бесконечная в обе стороны вечность», беспредельная ненасытность, неумолимо поглощающая все сущее («К себе самому» IV 3), ср. в греч. мифологии: Время-Кронос пожирает всех своих детей. В позднем пифагореизме хаосом называют Единое, желая подчеркнуть его непознаваемость и тьму («Теологумены арифметики», 6).
    Наряду с пониманием хаоса как зияния, бесконечного пространства, тьмы и всепоглощающей бездны, восходящим к Гесиоду, уже у некоторых философов-досократиков (Акусилай, Ферекид) и в особенности у стоиков встречается другая трактовка хаоса - как неупорядоченного первовещест-ва, из которого случайно или под воздействием неких противоборствующих или упорядочивающих сил сложился мир. В этом случае слово «хаос» этимологически выводится не из χάσκειν - зиять, а из xeetv - лить (в частности, у Зенона Китийского, SVF I 103) и означает первоначало Вселенной, чаще всего, в соответствии с новой этимологией, воду. Это первоначало, как и ге-сиодовско-аристотелевский хаос, бесконечно и с возникновением космоса не исчезает, служа для него местом; в отличие же от хаоса-зияния хаос-пер-вовещество не пуст (это, по стоикам, очень разреженное вещество, которое сгущается под воздействием вихря и образует Вселенную) и не бесплоден, но наделен некой творческой потенцией. По отношению к уже существующему космосу стоический хаос не представляет собой ненасытную пустую бездну или бесконечную энтропию, а является своего рода кладовой перво-вещества, подпитывающей космос.
    В христианской литературе понимание хаоса опосредовано библейской экзегезой. В Книге Бытия 1:2 говорится о «тьме над бездною», бывшей до творения мира. Эта «бездна» (tâh wa bâh, пер. Септуагинты άβυσσος) по своему значению (темная, бездонная, страшная пустота) исключительно близка к греческому понятию хаоса и отождествляется с ним (по крайней мере, со времен Августина, «Комментарий на Бытие» 34, 224; «Исповедь» XII 21). Однако учение о творении из ничего лишает ее всякой космогонической значимости как в качестве места мира, так и в качестве его перво-материи. Эта бездна не исчезла и по сотворении мира, продолжая существовать в виде ада. Кроме того, хаос приобретает у христианских экзегетов и эсхатологическое значение, поскольку в «Апокалипсисе» 17:8 говорится, что в конце времен «зверь выйдет из бездны» (άβυσσος).
    В средневековой философии и космологии (Калкидий, Василий Великий, Беда, Фома Аквинский) распространено учение о двух материях: 1) первичная materia, невещественная, пустое пространство или чистая потенция, в которой творится мир и существование которой опровергают большинство христианских учителей, и 2) silva - вторичная материя, разреженная и беспорядочно движущаяся масса первоэлементов вещества, результат первого акта творения, хаотическое состояние, предшествующее появлению оформленных тел. Существование этой последней не противоречит христианскому миропониманию. Средневековые мыслители отождествляют ее с хаосом древних («беспорядочное смешение телесной твари, которое древние звали Хаосом» и которое, по убеждению Фомы, действительно было первым состоянием Вселенной, но первым не по времени, а только по порядку, логически, «Сумма теологии» XI 8). Очевидна связь первого понятия, materia, с гесиодово-аристотелевским хаосом и понятием материи в платонизме, а второго, silva, с хаосом стоиков. Именно от этого последнего ведет свою историю современное понимание хаоса как первобытного беспорядка.
    Лит.: ЛОСЕВ, ИАЭ VIII. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1994, с. 334-342; Светлов Э. Хаос и Логос, - Магизм и единобожие. Брюссель, 1971; GunkelH. Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit. Gott., 1895 (19212).
    Т. Ю. БОРОДАЙ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "ХАОС" в других словарях:

  • ХАОС — (греч. chaos) в греч. мифологии зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все существующее; совершенно бесформенное, беспорядочное, неопределенное состояние вещей; в греч. космологии то первобытное состояние, из которого… …   Философская энциклопедия

  • хаос — • хаос и хаос сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? хаоса и хаоса, чему? хаосу и хаосу, (вижу) что? хаос и хаос, чем? хаосом и хаосом, о чём? о хаосе и в хаосе 1. Хаосом называется полное отсутствие порядка, особенно если раньше… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Хаос — (Chaos, τὸ Χάος). Зияющее, неизмеримое мировое пространство, первоначальный источник всякой жизни в мире. Позднейшие философы стали называть Хаосом беспорядочную массу, из которой образовался мир. Из Хаоса произошли Гея (Земля), Тартар и Эрот;… …   Энциклопедия мифологии

  • хаос — а, м. chaos m. <, гр. chaos. 1. В греко римской мифологии беспредельное мировое пространство с изначальным смешением всех стихий. Космогония греков начинается хаосом и развивается в олимпийскую федерацию богов. Герц. Дилет. в науке. || Об… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ХАОС — ХАОС, хаоса, муж. (греч. chaos). 1. (чаще хаос). В древнегреческой мифологии и философии беспорядочная материя, неорганизованная стихия, существовавшая в мировом пространстве до образования известного человеку мира. «О, страшных песен сих не пой… …   Толковый словарь Ушакова

  • хаос — См …   Словарь синонимов

  • ХАОС — ХАОС, а и ХАОС, а, муж. 1. (хаос). В древнейших мифологических представлениях: беспорядочная материя, неорганизованная стихия, из к рой образовалось впоследствии всё существующее. Первозданный х. 2. (хаос). Отсутствие порядка, полная путаница. Х …   Толковый словарь Ожегова

  • ХАОС — ХАОС, а и ХАОС, а, муж. 1. (хаос). В древнейших мифологических представлениях: беспорядочная материя, неорганизованная стихия, из к рой образовалось впоследствии всё существующее. Первозданный х. 2. (хаос). Отсутствие порядка, полная путаница. Х …   Толковый словарь Ожегова

  • ХАОС — (греч. chaos неизмеримое, пустое темное пространство). 1) первобытная, безвидная масса, смешение всех элементов, из которой произошел мир. 2) в музыке: нестройная масса звуков, нескладица. 3) в обыденной жизни означает вообще всякий беспорядок.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • хаос — и хаос. В знач. «мировое пространство с изначальным смешением стихий» хаос, род. хаоса. Первозданный хаос. В знач. «крайний беспорядок, неразбериха» обычно хаос, род. хаоса. В комнате у него хаос …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Хаос, Гронеманн Сэмми. В романе Сэмми Гронеманна (1875-1952) "Хаос", впервые изданном в 1920 году, представлена широкая панорама жизни как местечковых евреев России, так и различных еврейских слоев Германии.… Подробнее  Купить за 1170 руб
  • Хаос, А. Ширванзаде. Роман основоположника армянской реалистической прозы, выдающегося драматурга А. Ширванзаде, описывает хаос капиталистического мира, зверскую эксплуатацию рабочих, разложение буржуазной семьи,… Подробнее  Купить за 330 руб
  • Хаос, А. Ширванзаде. Москва, 1956 год. Государственное издательство художественной литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В романе "Хаос" (1898), своем наиболее значительном произведении, А.… Подробнее  Купить за 260 руб
Другие книги по запросу «ХАОС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.